К середине четвертого века нашей эры христианство стало господствующей религией Римской империи – ведущей мировой державы того времени. Довольно скоро по истерическим меркам оно распространится и за пределы Римской империи, переживёт саму империю, и определит ход, развитие и характер всей цивилизации Запада и значительной части Востока, служа предпосылкой и фундаментом для формирования новой культуры, развития науки и философии, для создания множества метанарративов различного уровня и значения. Почти для всего мира история разделится на две эры – до рождества Христова, и после.
Не будет преувеличением сказать, что наиболее влиятельным историческим феноменом, который сместил с места устоявшиеся мировые парадигмы и изменил вектор развития истории, является феномен Иисуса из Назарета – молодого иудея, начавшего Свою общественную деятельность в 30 лет, и убитого на 34-м году жизни. Следует заметить, что историчность Иисуса не оспаривается сегодня ни ведущими историками-атеистами, ни представителями других религий, однако многие события Его земной жизни и сразу же после неё довольно трудно логически связать с тем влиянием, которое обрело христианство в мире.
Представьте себе Палестину две тысячи лет назад. Область под названием Иудея захвачена Римскими властями и платит дань чужому императору; римские солдаты несправедливо притесняют и нередко обирают местных жителей. Между тем внимание иудейского общества привлекает молодой плотник из Назарета – города с сомнительной репутацией. Он называет Себя учителем, при этом Сам нигде не учился; призывает людей к покорности и любви к своим врагам, прощению и смирению. Его учение полно притчей и загадок, которые никто не понимает, в том числе ближайшие ученики – рыбаки, ремесленники и пастухи. Однажды Он заявляет о Себе, что Он – Сущий от начала, и призывает вкушать Его плоть и пить Его кровь. Мать, семья и родные говорят, что Он вышел из себя, многие называют Его бесноватым. Он открыто конфликтует со знатью иудейского общества, обвиняя их в лицемерии, чем настраивает их против Себя. Наконец Его схватывают, подвергают нечеловеческим пыткам и распинают на кресте – предают самой позорной смерти того времени. Ученики, из которых многие Его оставили и убежали, погребают Его тело и, разочарованные, возвращаются к прежней жизни и работе.
Через какое-то время после распятия ученики Иисуса заявят, что Он воскрес из мертвых. К числу уже упомянутых алогизмов добавляется воскресение из мертвых, при этом последователи Христа проповедуют об этом ценой неописуемых мучений и даже ценой собственной жизни. Говорить об этом запрещается на государственном уровне, первых христиан и членов их семей подвергают пыткам, изгнаниям и бесчисленным формам насилия, о которых невозможно писать. Несмотря на это число учеников растет, и растет значительно. Образуется Церковь, которая кодифицирует учение Христа и сохранит его до наших дней.
Само это учение на первый взгляд столь же нелогично, сколь и история его развития. Утверждается, что Иисуса родила дева, не знавшая мужа. Божественных лиц – три, каждый из Них – Бог, но только внутри Единого (Триединого) Бога. Бог всё предвидит и контролирует, но человек тем не менее свободен. Иисус – это на 100% человек и на 100% – Бог. Своих врагов нужно любить и прощать. Вопреки устоявшимся ближневосточным традициям нужно иметь только одну жену – несмотря на тысячелетнюю практику многоженства в этом регионе. Это сейчас мы воспринимаем моногамные браки за норму, тогда это было немыслимо. Тем не менее данное правило, как и все остальные, было принято и сохранено христианами.
Однажды на рубеже второго и третьего веков Тертуллиан, выдающийся раннехристианский теолог, напишет:
«Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребённый, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.
Верую, ибо абсурдно».
Если и существует религия, придуманная людьми, вряд ли эта религия – христианство. Если и существуют силы, обеспечившие христианству мировое влияние, вряд ли это силы человеческие.
Акценты